Система психотренинга Древнего Востока

Сведения о первых стройных системах работы человека со своей жизненной или психической энергией доходят до нас из древней Индии и древнего Китая. В далеком прошлом имели место самые различные варианты таких систем, включавших в себя мировоззренческие аспекты, множество оздоровительных процедур, гимнастических и дыхательных упражнений, а также самую разнообразную медитативную практику, самым тесным образом связанную со всеми остальными сторонами Учений и направленную на достижение разнообразных мистических переживаний. Упражнения индийских йогов, китайских даосов, практика тибетских тантристов и ламистов, медитация школы чань (дзэн), дыхательно-медитативная гимнастика цигун, различные школы восточных единоборств – все эти системы развивались параллельно на протяжении тысячелетий и, несмотря на то, что многие из них были весьма замкнутыми и недоступными для посторонних, тем не менее, все эти учения, методики и школы испытывали влияние друг друга и в следствие этого взаимно обогащались.

Например, отличие восточной гимнастики от европейской в том, что каждое упражнение должно выполняться с максимальной концентрацией сознания. Таким образом, даже простейшие на первый взгляд движения на востоке превращались в разновидность статической и динамической медитативной практики.

Отталкиваясь от основного положения о том, что Макрокосм (Космос) и Микрокосм (человек) имеют одну и ту же структуру и, как следствие этого, подчиняются одним и тем же законам, адепты стремились достичь внутри себя гармонии Космоса и сознательно слиться с ним.

К этой цели вели самые различные пути. Индийские йоги, например, считали, что прежде чем приступить к медитации, необходимо прочистить энергетические каналы организма особыми очистительными процедурами и специальными статическими упражнениями – асанами. После йоги приступали к медитации – дхьяна. Кстати, именно это слово в китайском языке преобразовалось в «чань», а в японском – в «дзен». Это служит лишь подтверждением взаимопроникновения восточных культур, а также того, что именно медитация считалась тем самым волшебным ключем, с помощью которого человек мог проникнуть в глубины своего духа или раздвинуть сознание до пределов Космоса.

Сторонники школы чань (дзен) были настроены более оптимистично. Тяжелая, порой изнурительная практика Хатха-йоги рассматривалась ими как что-то совершенно необязательное. Правда, медитация была обязательной процедурой для монахов, живущих в буддийских монастырях, но и ее патриархи дзэн вовсе не рассматривали как обязательное средство, чтобы достичь Просветления.

Просветление, учили они, может быть достигныто в любой момент, чем бы человек в это время не занимался. Но все-таки, чтобы достичь Просветления, человек должен быть к нему внутренне готов, иначе оно просто постучится в двери сознания и, пожав плечами, пройдет мимо.

Таковы, вкратце, основные различия между древнеиндийскими и древнекитайскими мировосприятием и пониманием природы человеческого духа. В целом индийские религиозно-филосовские системы являются более созерцательными по сравнению с китайскими. Но и здесь, конечно, есть свои исключения.