Философские истоки Ушу

Помимо физических аспектов, важной составляющей школы Кунг-фу являлись философские учения.

Шаолиньская школа Ушу представляет собой практически то же самое, что и шиваистская ветвь йоги.

Нелишним будет вспомнить, что слова «йога» и «религия» имеют символические корни. Корень «йудж» означает «единство», «связь», также это слово можно перевести как «упряжка», «ярмо». Адепты йоги взваливают на свои плечи груз обязанностей, сравнимых с нелегким ярмом. Йога весьма обширна и разнообразна, существуют сотни школ и сект, верующих в Бога и неверующих, у каждого свой метод, своя йога. Секты йоги различны по степени миролюбия. Большинство – пацифисты. Но есть те, кто никогда не расстается с оружием и открыто проповедует насилие. Саджики, бхайрагьи, дадупантхьи – кровожадные чаги, которые приносили задушенные жертвы богине Бхавани. Например, пиндары совмещали набожность с грабежом и употреблением наркотиков.

В Индии в то время мало кого интересовало, как устроен объективный мир. Понятия «добра и зла» в некоторых системах просто отсутствовали. Индусов интересовало спасение души и ее благоприятное воплощение в следующем рождении. Души хороших людей воплощались в человеческом теле, а грешных в теле асура или дэва (имматериальные сущности). Не всех устраивали подобные учения и взгляды. Именно поэтому Сиддхартха создал свое собственное учение. Учение Будды было простым вначале и сложным спустя 2000 лет. Заключалось оно в том, что у людей есть желания, которые при неудовлетворенности ведут к страданиям, а страдания ведут к смерти. Следовательно, чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний.

В Буддизме существуют четыре истины:

  I. Жизнь, которую мы ведем, есть страдание, так как она отравлена разочарованием рухнувших надежд.

 II. «Самсара» («сансара») – круговорот рождения и смерти. Люди стремятся к полному контролю над окружающим, что порождает процесс саморазрушения, так как провоцирует человека на все новые и новые действия, когда решение одной проблемы порождает множество новых проблем («карма»). Это и есть проблема действия в порочном круге.

 III. Необходимо прекратить саморазрушение и достигнуть состояния «нирваны» - избавления, освобождения, просветления, то есть состояния Будды. А сделать это можно лишь отказавшись от своего «Я» (поэтому Будда вне рангов: его нет наверху – среди ангелов, ведь закон круговорота гласит: «кто сейчас наверху, в следующий миг окажется внизу»).

 IV. У человека должна появится способность к ясному созерцанию, то есть умению видеть мир таким, каков он есть.

Учение Будды не приветствует аскетизм. Хоть аскетизм и може перенести голод, но зачем? Это ведет лишь к страданиям. Будда учил многих, но, к сожалению, после него не осталось ни одного записанного текста. Именно поэтому сегодня практически невозможно выяснить, что собой представлял первоначальный буддизм. Существуют две буддийские философские системы: Южная школа буддизма и Санскрито-Тибето-Китайский канон, более древний. Но оба учения имеют все признаки дальнейшей переработки первоначального учения, что не удивительно, ведь любая истина всегда подгоняется под реалии сегодняшнего дня, в угоду любым интересам.

 Дзэн – одно из ответвлений буддизма. «Дзэн» - санскритский термин, происходящий от слова «дхьян» («дхьяна»). Когда Бодхидхарма принес учение Будды в Китай, «дхьян» превратилось в китайское «чань». Затем «чань», позаимствованное японцами, превратилось в «дзэн». Дхьян – это единство, а единство – это единственное, чего стоит достигать – это итог. Один из принципов дзэн-буддизма – это умение быть самим собой, никому ни в чем не подражать. Подражательство никуда вас не приведет, а лишь сделает несчастным. Суть подражательства в том, что потребность в идеале приходит к вам извне, она не исходит от ваших внутренних побуждений. Не достигнув чужого идеала, вы будете несчастны, но и достигнув его, вы снова будете несчастным, ведь этот идеал никогда не был вашим. Терпя крах, вы несчастны, потому что не достигли чего-то. Если вам сопутствует успех, вы снова несчастны. Нет большей неудачи, чем успех, которого вы достигли, подражая кому-то, нет большего провала.


 Согласно Дзэн, Истину можно постичь через самоуглубление, через отрешение от внешней суеты и сосредоточении на определенной точке, вещи, идее. Тогда приходит «сатори» - озарение, новый взгляд на жизнь, на свое место в ней.

 Расцвета дзэн достиг в эпоху династии Тан – «Эпоха деятельного Дзэн». Первая дзэн-буддийская община была создана неким Во-Чаном (720-814 гг.). Дзэн-буддийские монастыри стали придавать огромное значение каждодневному труду. Эти монастыри не совсем соответствовали представлениям о монашеской жизни. Это были скорее воспитательные школы, которые можно было покинуть в любой момент.

 Одной из первых обителей воинских искусств был Шаолиньский монастырь в Китае. Согласно легенде, именно Бодхидхарма принес на китайскую землю учение Будды и явился основателем дзэн-буддизма. Обнаружив, что из-за длительного пребывания в статичной позе и малоподвижного образа жизни здоровье монахов пришло в упадок, что затрудняло путь духовного совершенствования, Бодхидхарма ввел в обязательный курс практических занятий монахов активно-динамические формы психофизической подготовки. Так возник знаменитый Шаолиньский монастырь – школа боевых искусств. Согласно другой версии, эта школа существовала уже до него, и он лишь усовершенствовал систему динамической буддийской йоги.

 Особо подчеркнем, что кунг-фу – это усовершенствованная практика йоги.


 Именно c дзэн-буддизмом наиболее успешно сочетаются все школы кулачного боя: мгновенное принятие решения, острота реакции, умение в доли секунды сконцентрировать огромную энергию – все это дополняет и совершенствует в умственно-психическом плане идею внезапного просветления сознания.

 В XII-XIII вв. дзэн-буддизм проник в Японию, где закрепился в отдельных монастырях и школах рукопашного боя.

 В наше время, большинство занимающихся не в состоянии сосредоточиться на занятиях. Им мешают мысли о материальных благах, о том, какого они добьются результата. Ученик должен сосредоточиться на ритме дыхания, на естественном ритме движений, контролировать технические действия. Тогда, со временем, он начинает контролировать свою умственную деятельность, встает на позицию стороннего наблюдателя и не влияет эмоциями или логикой на свои мысли.

 Возникновение школ не случайно. В них собран многовековой опыт комплексного подхода к своему здоровью. Современные методы оздоровления, в отличие от учений древности, берут во внимание далеко не все аспекты деятельности человека и не весь спектр методов, наработанный многовековой историей человечества. Современные системы слишком однобоки. Нет панацеи в этом мире, нет единого средства от всех болезней. Например, закаливание должно сопровождаться упорядочением режима дня, отказом от вредных привычек, рациональным питанием, специально подобранным комплексом гимнастики и пр. В любой религии нравственная гигиена идет рука об руку с физической, только в единении этих двух сторон человеческого бытия лежит залог перехода в новое, более высокое состояние.