ДАОСИЗМ

Основоположником Даосизма является философ Лаоцзы. В переводе имя Лаоцзы – «старый философ». Основой Даосизма является принцип подражания природе. Жить надо на природе, в горах, подражать животным и птицам, изучать законы природы и Вселенной. Нужно наблюдать за миром природы и изучать его. Необходимо изучать организм человека и уметь лечить его. Весь мир - это Дао. Дао – это путь жизни. Дао – это спонтанность. Дао действует не по плану, а спонтанно, но это не означает беспорядок. Лаозцы говорил: «Великое Дао растекается повсюду. Благодаря ему рождается и существует все сущее и оно не прекращает своего роста». Мир создан не путем творения извне, а он растет изнутри и направлен вовне. Все в природе растет  изнутри: из зернышка вырастает колосок..
Дао абсолютно свободно, ни от чего не зависит и следует только своей природе. У Дао есть только естественный миропорядок, основанный на спонтанности. Высшая цель человека состоит в том, чтобы познать Дао, следовать ему и слиться с ним. В этом смысл и счастье для людей. Нарушение принципов естественной жизни приводит к болезням и преждевременному старению. Следование законам Дао (простота и естественность) дает здоровье и долголетие.
Мир создан «несотворением», недеянием (у-вэй). У-вэй означает не нарушение естественного хода процессов, Вселенского порядка вещей, определяемого Дао. При состоянии у-вэй нельзя исходить из собственных желаний, страстей и интересов, противодействовать природе окружающих вещей. Дао открывается тому, кто владеет искусством у-вэй, которое является вторым основополагающим принципом Даосизма. «У» - означает «не», «нет». «Вэй» - «действие», «стремление», «желание».
 Научиться принимать спонтанные решения, предоставляя уму действовать самостоятельно, инстинктивно. Задача в том, чтобы научиться пользоваться умом без усилий, используя спонтанные силы сознания. Не нужно прилагать лишние усилия или старания, которые часто носят внешний характер, только мешая уму. Отсюда выходит следующее дзэн (чань)-буддийское состояние «у-синь» (не ум). Это состояние цельности, при котором сознание функционирует свободно. В выражении «у-синь», «синь» означает препятствие, которое нужно удалить. «Синь» истинен и эффективен, когда мы не мешаем ему своими усилиями, страхами и умозаключениями. Чтобы увидеть предмет целиком, не нужно его пристально рассматривать, не нужно прилагать особых усилий. Иногда, в дзэн-буддийских текстах «синь» выступает почти как синоним Дао. Дао – это творческая сила «дэ». «Дэ» - бесконечная творческая сила естественной и спонтанной деятельности человека. Описать Дао не возможно. Сила добродетели в человеке – это тоже «дэ».
Еще одним из основополагающих принципов даосского мировосприятия и поведения является концепция «Цзы жань». «Цзы жань» дословно переводится как «то, что само по себе (цзы) таково, каково оно есть (жань)».