Китайские боевые искусства. Характеристики стилей кунг фу (ушу).

Шаолинь-цюань.

Возникновение Шаолиньского Ушу связано с именем Бодхидхармы (527 г.). Примерно в 6 веке Бодхидхарма пришел из Индии в Китай (царство северный Вэй) и в монастыре Суншань Шаолинь начал проповедовать Буддизм. Монастырь Суншань Шаолинь находится в провинции Хэнань в уезде Дэнфэн. Имя Бодхидхарма на китайском звучит как Путидамо или Дамо. Первый комплекс Шаолиньского Ушу (тао лу) – «18 рук архатов». «Архат» - последователь Будды. Монахи Шаолинь изучали пять основных стилей цюань-шу: дракон, тигр, леопард, змея, журавль. Первое историческое подтверждение о наличии техники кунг фу в Шаолине относится к периоду правления монгольской династии Юань. В 12 веке Шаолиньское Ушу пришло в упадок. Возрождение Шаолиньского Ушу связано с именем монаха Цзюэюаня. Он создал комплекс приемов «72 руки архатов». Попав в монастырь в 1224 году и увидев плачевное состояние монахов легендарного монастыря, он взялся за создание нового стиля, дожившего до наших дней. Шаолиньский монастырь простоял до 1928 года. В 1928 году место, где стоял монастырь, стало полем боя и монастырь был сожжен. Пожар, уничтоживший монастырь, бушевал 40 дней. Восстановлен Шаолинь был лишь в 1970 году.

 

Чжа-цюань.

Чжа-цюань является одним из классических стилей чань-цюань (длинный кулак). Чжа-цюань относится к северным стилям китайского ушу, мусульманского направления. Создателем стиля является мусульманин Чжа Ми.

 

Тунбэй-цюань.

Тунбэй-цюань переводится как «кулак сквозной подготовки». Создателем стиля является мастер Фэй Цинхуань. Техника стиля рассчитана на опережение и на дальнюю дистанцию.

 

Чойлифут.

Создатель стиля Чэнь Хэн (1805-1875). В стиле много ударов ладонями и ногами. Большое количество ударов ногами в прыжке, что отличает стиль от южных направлений. Стиль связан с образами барса и змеи, которые характеризуют скорость и гибкость, мягкость и жесткость.

 

Мицзун-цюань.

Мицзун-цюань переводится как «потерянный след». Стиль возник в 14 веке при династии Мин. Создателем стиля является мастер Лю Чен Инь из провинции Шэньси. В стиле много подсечек, перекатов, прыжков. Мастер Сянь Чан И усовершенствовал стиль мицзун-цюань. Стиль имеет северное происхождение. Мицзун-цюань представляет собой слияние трех стилей: шаолинь-цюань, цзуй-цюань и дитан-цюань.

 

Чан-цюань.

Стиль чан-цюань – это название целого направления в ушу. Основателем стиля «тай-цзу чань-цюань» был Сунн Тайцзу и Чжао Куанинь. Из чан-цюань вышли такие стили, как чжа-цюань, хуа-цюань и шаолинь-цюань. Все движения в чан-цюань идут от корпуса, тело образует единое целое. В КНР чан-цюань является базовым стиле для изучения ушу в школах и армии. Стиль развивает силу, гибкость, координацию и скорость движения.

 

Тайзци-цюань.

Этот стиль был создан даосским монахом, жившим в горах Удан. Самым ранним направлением тайзци-цюань считается стиль «чэнь», основанный Чэнь Вантином. Чэнь Вантин ыл известным военачальником. В то время стиль назывался «чан-цюань». Название «тайцзи-цюань» (Школа Великого Предела) стиль получил от мастера Ван Цзунбэюэ. За время существования тайцзи-цюань возникало множество ответвлений и направлений в этой школе китайского ушу:
1. стиль Чэнь, основатель Чэнь Вантин.
2. стиль Ян, основан Ян Лучанем.
3. стиль У, основан Цюань Ю. Есть еще одно направление стиля У, которое создано мастером У Юисянь.
4. стиль Сунь, основатель Сунь Лутан.

 

Син-и-цюань.

Син – душа. И – разум. Цюань – кулак. Смысл названия стиля «Син-и-цюань» в единении разума, души и силы. Основатель стиля Цзи Лунфен. История стиля насчитывает три столетия. Стиль является подражательным. «Син-и-цюань» состоит из 12 звериных стилей: дракон, тигр, обезьяна, лошадь, петух, ястреб, ласточка, змея, крокодил, верблюд, орел и медведь.

 

Стиль Богомола. Танлан-цюань.

Создателем стиля Богомола считается Ван Лан, ученик Шаолиньского монастыря. Обладая слабым здоровьем и небольшим ростом, в схватках Ван Лан часто терпел поражение. Но, несмотря на это, он продолжал усердно заниматься Кунг фу.
Однажды, увидев бой богомола, Ван Лан решил использовать движения насекомого в технике Ушу: уклоны, зацепы рукой “крюком”, раскачивания и.т.д.
В итоге техника Шаолиньского Ушу и движения богомола создали новый стиль. Постепенно Танлан-цюань распался на Северное и Южное направления.

 

Багуа-джан.

Багуа-джан один из внутренних стилей кунг фу.
Багуа – “Восемь триграмм”.
Чжан – ладонь.
Как следует из названия стиля, предпочтение отдается ударам ладонью, а не кулаком.
Хождение по кругу является одним из отличительных моментов школы. Постоянные уходы с линии атаки и движения по кругу – основа стиля.
Базовым оружием в стиле «Багуа-джан» является меч, копье и шест.


Стиль Обезьяны.

«Хоу-цюань» является подражательным, “ звериным” стилем Ушу. Стиль имеет несколько направлений. Стиль требует вживления в образ и повадки обезьяны.

 

Сянсин-цюань.

Сянсин-цюань - “образный кулак”. Это направление, из которого вышли “звериные” стили Ушу.
“Звериные” стили сянсин-цюань отличаются точным сходством с подражаемым животным.

 

Хунгар или Хунцзя-цюань.

Создателем данного стиля, по одной из версий, является Хун Сюцюань (1814-1864 г.). По другой версии, его создал Хун Игуань.
В КНР стиль «хунцзя-цюань» существует в виде нескольких десятков школ. Данный стиль создан на базе Шаолиньского ушу.

 

Вин – чун. Юнчуань-цюань.

Этот стиль создала Янь Юнчунь, дочь мастера Яньсы из провинции Фуцзянь.
Техника рассчитана на ближний бой, в основном руками. Ноги используются в основном на нижнем уровне (до пояса), что делает их эффективными в боевой ситуации.

 

Стиль Пьяницы. «Цзуй-цюань».

Стиль имитирует движения пьяного человека. При кажущейся расслабленности в движениях стиль опирается на мастерское применение прыжков, кувырков, падений и перекатов. Для освоения стиля «пьяного» необходима хорошая координация, равновесие и физическая подготовка. А также особые требования к гибкости и подвижности поясницы.

Нань – цюань (Южный кулак).

Это целое направление школ Ушу на юге Китая.


Цигун.

Китайская оздоровительная система, которая может помочь в профилактике здоровья и долголетия. «Цигун» укрепляет здоровье, может лечить болезни. «Цигун» помогает открыть потенциалы человеческого тела. Китайские медики считают, что «цигун» стимулирует работу мозговых клеток, развивает интеллект и ум. Основой упражнений «цигун» является движение энергии «Ци». «Цигун» - это система физического и духовного оздоровления. Совершенство духа неразрывно связано с физическим здоровьем. «Цигун» можно разделить на пять направлений:
1. Медицинский.
2. Буддийский.
3. Конфуцианский.
4. Даосский.
5. Связанный с практикой кунг фу, ушу.
Самым древним считается «медицинский» Цигун. Его цель – лечение, профилактика болезней и укрепление здоровья.
«Конфуцианский» Цигун - нравственное самосовершенствование и воспитание высокой морали.
«Буддийский» Цигун – спокойствие духа.
«Даосский» Цигун – долголетие, здоровье, спокойствие духа и воспитание характера.
«Воинский» Цигун – укрепление здоровья, тела, духа, а также укрепление внутренних органов.
Упражнения в Цигун бывают статические и динамические.
Статический – внутренний цигун. Динамический – внешний цигун. Например, Тао лу. Цель Тао лу – согласовать в движении дыхание, концентрацию и кровообращение.
Цигун тесно связан с единоборствами. Цигун является неотъемлемой частью внутренних стилей кунг фу и ушу.


В заключение статьи, нужно упомянуть о Внутренних и Внешних направлениях кунг фу.

Внутренние – мягкие стили кунг фу зародились в горах Удан, в провинции Хубэй. Общее название всех внутренних школ «Нэй-цзя» объединяется понятием Удан-пай (направление Удан). Даосские школы являются внутренними.

Внешние – жесткие направления «Вай-цзя». Основа этих школ – закалка тела, постановка техники боя, скорости и силы.

Промежуточный вариант Эмэй-шань-цюань объединяет основы «мягких» и «жестких» стилей ушу. Буддийские школы являются внешними.